Имя Николая Карполя, работающего с женской волейбольной сборной России, стало уже нарицательным. С великим тренером побеседовал корреспондент «Смены».
История с отравлением
- Многие не верили в вашу сборную...
- А я верил и продолжаю верить, что мои девчонки могут побороться за олимпийское «золото». Еще осенью прошлого года об этом во всеуслышание заявил. Гарантировать, естественно, ничего не могу: я не Господь Бог, а всего лишь тренер. Однако убежден, что по своему потенциалу мы не уступаем ни бразильянкам, ни китаянкам, ни кубинкам, также пробившимся в полуфинал.
- Сборная России получила путевку на Олимпиаду только с третьей попытки, и на турнирах, предшествовавших Играм, команда не блистала. Признайтесь, «темнили», приберегая козыри для Олимпиады?
- Мы все делаем открыто. История с отравлением нашей команды на чемпионате Европы в Турции, из-за которой мы не попали на Кубок мира, где проводился первый олимпийский отбор, общеизвестна. На турнир в Баку мы не смогли собрать оптимальный состав. Соревнования в Японии, где разыгрывались четыре путевки в Афины, вполне органично вписывались в план подготовки к Играм.
С женщинами всегда трудно
- Нынешнее поколение волейболисток отличается от того, что добывало победы в советские времена?
- Ровно настолько, насколько нынешняя Россия отличается от СССР. В 80-е годы для многих суточные во время зарубежных поездок сказочным богатством считались, сейчас все знают, сколько и где можно заработать по контракту.
- Управлять девчонками сейчас стало сложнее?
- Работать в женском коллективе во все времена было непросто. Тут малейшие нюансы нужно учитывать. Недавно одна моя бывшая ученица то ли в шутку, то ли всерьез выпытывала, правда ли, что у меня в команде завелась пассия. Пришлось напомнить ей, как лет двадцать назад таковой считали ее. Крыть было нечем.
- Можете ли вы здесь, в Афинах, наорать на девчонок так, как в финальном матче против Перу в Сеуле, когда весь мир узнал о нюансах русской речи?
- О том эпизоде мне, наверное, до конца жизни напоминать будут. Поймите, окрик - это не самоцель и даже не выплеск эмоций. Это тренерский, педагогический даже прием. В той конкретной ситуации он был оправдан. Нужно было встряхнуть девчонок, переломить ход игры. Ну а то, что в прямом эфире услышали выражения, которые вы не напечатаете в своей газете, ничего страшного. Главное, что цель была достигнута.
- Многолетнего капитана Валентину Огиенко, ассистирующую вам на этом олимпийском турнире, считаете своей преемницей на посту главного тренера сборной?
- Безусловно, у Валентины есть все задатки к этому. Она знает и понимает волейбол, пользуется авторитетом у девчонок. Меня вот чуть не обыграла в финале плей-офф российского чемпионата.
- Вы это серьезно?
- Вполне. Меня долгое время упрекали, что весь российский женский волейбол сосредоточен в Екатеринбурге. Как будто кто-то мешал создать подобные базы в Москве, Питере или любом другом городе. Появился регион, где готовы уделять должное внимание женскому волейболу, и мы без всякого сожаления направили туда половину сборной и Валентину Огиенко в придачу.
Штрафы не нужны
- Вы считаете, что сызмальства нужно растить волейболисток сборной на базах, которые они сами называют «золотыми клетками»...
- Ну так говорят только те, у кого с интеллектом проблемы. Таковых в нашем волейболе на пальцах пересчитать можно. Наши базы в Екатеринбурге и Подмосковье - это обычные комфортабельные общежития, где правильно организован режим питания и отдыха. Дисциплина там, конечно, соблюдается, но говорить о казарменном порядке глупо. За опоздание на полчаса с дискотеки никто никого не штрафует.
- А за что штрафуют?
- Я вообще не сторонник таких методов управления. Есть другие рычаги воздействия.
- Тем не менее, связующая «Уралочки» и сборной СССР Ирина Кириллова, даже получив хорватское гражданство и играя за итальянский клуб, при стуке в гостиничный номер инстинктивно прятала сигарету, опасаясь тени Карполя...
- В таких случаях нужно бросать курить.
- В нынешней сборной России жесткая дисциплина?
- Необходимая. Команда должна жить по определенным правилам. Слава богу, в олимпийской деревне очень приличные бытовые условия, не нужно тратить время на поиск специальной кровати для Кати Гамовой, рост которой за два метра, и остальных девчонок.
- Череда допинговых скандалов в российской олимпийской команде может затронуть волейболисток?
- Нас многому научила Атланта. На Играх-96 у нас была очень сильная сборная. Если не чемпионками, то уж серебряными призерами должны были становиться без вопросов. Но четверо наших девочек не только с разрешения, а по рекомендации врачей принимали тогда только-только появившийся в обиходе бромантан. Когда за употребление этого препарата лишили медалей нескольких российских спортсменов, было уже не до тактики и не до психологии. Играли не в волейбол, а в «русскую рулетку», гадая, возьмут ли на допинг «чистую» спортсменку или нет. Теперь стали умнее. Сами подобные вещи отслеживаем.
Из Питера с опытом
- Афинский турнир начался с сенсационного поражения сборной Кубы от Германии, и череда неожиданных результатов продолжалась до самого начала плей-офф...
- Это лишний раз свидетельствует, что на Олимпиаде-2004 собралась на редкость ровная и сильная компания. Я еще после стартового матча говорил вам, что кубинок не следует сбрасывать со счетов. На скамейке команды после долгого перерыва появился Эухенио Лафита, с именем которого связаны все громкие победы сборной этой страны. Как видите, прогноз оправдался на все сто процентов - кубинки дошли до полуфинала.
- Кроме 11 «уралочек» (таковыми посчитаем и играющую сейчас в Италии Любовь Шашкову, и относительно недавно перебравшуюся из Екатеринбурга в Белгород Александру Коруковец) вы пригасили в национальную команду и петербурженку Ольгу Николаеву. Чем был обоснован такой выбор?
- Ценное качество Николаевой - опыт. У нас на ее позиции выбор невелик, особенно с учетом травмы Елизаветы Тищенко. Так что Николаева сюда не туристкой приехала.
- В 32 года не поздно дебютировать в сборной?
- По мне - в самый раз.
Борис ХОДОРОВСКИЙ, Афины